Возмещение морального ущерба потребителя (покупателя, заказчика)

Возмещение морального ущерба потребителя (покупателя, заказчика)Возмещение морального ущерба потребителя (покупателя, заказчика)

Насмотревшись иностранных фильмов (преимущественно американского производства), а также услышав пару новостей о скандальных баснословных исках граждан США к крупным корпорациям о взыскании морального ущерба, многие люди в нашей стране также стали считать, что расхожая фраза: «Я на вас в суд подам и моральный ущерб взыщу!» — не лишена смысла. Особенно расхожей эта «мысль» стала среди обманутых потребителей: будь то покупатель, приобретший сломанный телевизор  или заказчик, у которого через неделю после завершения в квартире ремонтных работ осыпалась вся облицовочная плитка. Однако, так ли просто получить в России судебное решение о взыскании морального ущерба с недобросовестного продавца или исполнителя работ? Доросли ли мы «до уровня американской судебной системы»? Мы попытаемся ответить на этот вопрос в статье «Возмещение морального ущерба потребителя (покупателя, заказчика)».

Итак, перед тем как ответить на выше упомянутый вопрос, давайте вспомним, что же по своей сути считается моральным ущербом.
Согласно определению, даваемому в Гражданском кодексе Российской Федерации моральный ущерб заключается:
— в физической боли и страданиях, которые лицо претерпело, вследствие увечья либо иного повреждения здоровья;
— в душевных страданиях, которые ощутил человек в связи с противоправным поведением относительного него самого либо членов его семьи, или в связи с уничтожением или повреждением своего имущества;
— в унижении чести, гордости или своей деловой репутации.
Несмотря на довольно витиеватый юридический язык несложно сделать вывод, что продажа вам сломанного телевизора или некачественный ремонт в ванной комнате, ну ни как не подпадают под определение морального ущерба.

Возмещение морального ущерба потребителя (покупателя, заказчика)Два слова «о защите прав потребителей»

Теперь давайте вспомним, что главным нормативным документом, регулирующим отношения между потребителями и продавцами (исполнителями работ), является специальный Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», в котором, также можно почерпнуть много ценной информации о наших с вами правах как покупателей (заказчиков).
Так вот, в этом самом законе, относительно возмещения морального вреда, помимо указаний о том, что потребители освобождены от уплаты судебных издержек по таким искам и, что суд, действительно, обязан  решать вопрос о его возмещении, содержится еще одна очень интересная норма. И она гласит следующие: моральный ущерб, который причинен потребителю, выплачивается только в случае, если такой ущерб причинен продукцией, которая является НЕБЕЗОПАСНОЙ для жизни и здоровья людей!
Согласитесь, если бы мы с вами находились сейчас в театре, то после этих слов должны были бы следовать аплодисменты, а на сцену опускаться занавес…
И действительно, наш законодатель позаботился о том, чтобы люди «не надоедали» своими исками о взыскании морального ущерба за мелкие потребительские неувязки.
Так что, уважаемые дамы и господа, вы будете иметь право на моральную компенсацию, выраженную в денежной форме, только если серьезно пострадало ваше здоровье. К примеру, вы попробовали новый сорт колбасы, а наследующий день оказались в больнице с серьезным пищевым отравлением или купили новый электрочайник, а он лопнул, серьезно окатив вас парою литров кипятка. Только в подобных случаях (при этом основательно задокументировав их, собрав товарные чеки, гарантийные талоны, медицинские выписки и экспертные заключения) вы можете рассчитывать на получение некой суммы денежных средств, в виде компенсации морального ущерба.
Именно на такой путь решения подобных споров сейчас стала российская Фемида. И, если тройку лет назад судами нередко удовлетворялись иски о взыскании морального ущерба практически за любые нарушения прав потребителей, то сегодня получить такое решение, учитывая вышеизложенное, стало очень и очень не просто.
Так что в следующий раз, услышав от кого-то фразу: «Я на вас в суд подам и моральный ущерб взыщу!» — отнеситесь к ней скептически. Ведь правовая система нашего с вами государства в корне отличается от североамериканской, в которой в силу менталитета самих американцев, могут происходить самые скандальные и непредсказуемые судебные процессы.

4 thoughts on “Возмещение морального ущерба потребителя (покупателя, заказчика)

  1. Снова остаётся только восхищаться работой прекрасного продвигающегося специалиста! Я очень рад, что в нашей стране есть такие замечательные авторы, которые создают такие прекрасные полезные сайты, которые всегда очень полезны по любому вопросу! Спасибо!

  2. Могу подписаться под каждым словом в данной статье. К великому сожалению, у нас в РФ существует много норм, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, однако эти нормы только на бумаге. Мне приходилось сталкиваться в суде с тем, как наш гуманный суд оценивает моральный вред. В качестве примера могу привести случай, когда моего знакомого сбивает машина, человек 6 месяцев лежит в больнице с переломами, а суд моральный вред оценивает в 10 тыс. рублей. Думаю, что в тех же штатах эта сумма была бы порядком выше.

  3. Наше государство привыкло, что простой народ мало образованный и поэтому у нас все так запутанно, и не доработано.

  4. Полезная информация, но есть одно замечание от юриста юристу- в законодательстве нет понятия морального ущерба, вместо него употребляется моральный вред.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *