Возмещение морального ущерба потребителя (покупателя, заказчика)
Возмещение морального ущерба потребителя (покупателя, заказчика)
Насмотревшись иностранных фильмов (преимущественно американского производства), а также услышав пару новостей о скандальных баснословных исках граждан США к крупным корпорациям о взыскании морального ущерба, многие люди в нашей стране также стали считать, что расхожая фраза: «Я на вас в суд подам и моральный ущерб взыщу!» — не лишена смысла. Особенно расхожей эта «мысль» стала среди обманутых потребителей: будь то покупатель, приобретший сломанный телевизор или заказчик, у которого через неделю после завершения в квартире ремонтных работ осыпалась вся облицовочная плитка. Однако, так ли просто получить в России судебное решение о взыскании морального ущерба с недобросовестного продавца или исполнителя работ? Доросли ли мы «до уровня американской судебной системы»? Мы попытаемся ответить на этот вопрос в статье «Возмещение морального ущерба потребителя (покупателя, заказчика)».
Итак, перед тем как ответить на выше упомянутый вопрос, давайте вспомним, что же по своей сути считается моральным ущербом.
Согласно определению, даваемому в Гражданском кодексе Российской Федерации моральный ущерб заключается:
— в физической боли и страданиях, которые лицо претерпело, вследствие увечья либо иного повреждения здоровья;
— в душевных страданиях, которые ощутил человек в связи с противоправным поведением относительного него самого либо членов его семьи, или в связи с уничтожением или повреждением своего имущества;
— в унижении чести, гордости или своей деловой репутации.
Несмотря на довольно витиеватый юридический язык несложно сделать вывод, что продажа вам сломанного телевизора или некачественный ремонт в ванной комнате, ну ни как не подпадают под определение морального ущерба.
Теперь давайте вспомним, что главным нормативным документом, регулирующим отношения между потребителями и продавцами (исполнителями работ), является специальный Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», в котором, также можно почерпнуть много ценной информации о наших с вами правах как покупателей (заказчиков).
Так вот, в этом самом законе, относительно возмещения морального вреда, помимо указаний о том, что потребители освобождены от уплаты судебных издержек по таким искам и, что суд, действительно, обязан решать вопрос о его возмещении, содержится еще одна очень интересная норма. И она гласит следующие: моральный ущерб, который причинен потребителю, выплачивается только в случае, если такой ущерб причинен продукцией, которая является НЕБЕЗОПАСНОЙ для жизни и здоровья людей!
Согласитесь, если бы мы с вами находились сейчас в театре, то после этих слов должны были бы следовать аплодисменты, а на сцену опускаться занавес…
И действительно, наш законодатель позаботился о том, чтобы люди «не надоедали» своими исками о взыскании морального ущерба за мелкие потребительские неувязки.
Так что, уважаемые дамы и господа, вы будете иметь право на моральную компенсацию, выраженную в денежной форме, только если серьезно пострадало ваше здоровье. К примеру, вы попробовали новый сорт колбасы, а наследующий день оказались в больнице с серьезным пищевым отравлением или купили новый электрочайник, а он лопнул, серьезно окатив вас парою литров кипятка. Только в подобных случаях (при этом основательно задокументировав их, собрав товарные чеки, гарантийные талоны, медицинские выписки и экспертные заключения) вы можете рассчитывать на получение некой суммы денежных средств, в виде компенсации морального ущерба.
Именно на такой путь решения подобных споров сейчас стала российская Фемида. И, если тройку лет назад судами нередко удовлетворялись иски о взыскании морального ущерба практически за любые нарушения прав потребителей, то сегодня получить такое решение, учитывая вышеизложенное, стало очень и очень не просто.
Так что в следующий раз, услышав от кого-то фразу: «Я на вас в суд подам и моральный ущерб взыщу!» — отнеситесь к ней скептически. Ведь правовая система нашего с вами государства в корне отличается от североамериканской, в которой в силу менталитета самих американцев, могут происходить самые скандальные и непредсказуемые судебные процессы.
Друзья, советуем прочитать «Понятие договора купли-продажи и обязанности продавца«.
Снова остаётся только восхищаться работой прекрасного продвигающегося специалиста! Я очень рад, что в нашей стране есть такие замечательные авторы, которые создают такие прекрасные полезные сайты, которые всегда очень полезны по любому вопросу! Спасибо!
Могу подписаться под каждым словом в данной статье. К великому сожалению, у нас в РФ существует много норм, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, однако эти нормы только на бумаге. Мне приходилось сталкиваться в суде с тем, как наш гуманный суд оценивает моральный вред. В качестве примера могу привести случай, когда моего знакомого сбивает машина, человек 6 месяцев лежит в больнице с переломами, а суд моральный вред оценивает в 10 тыс. рублей. Думаю, что в тех же штатах эта сумма была бы порядком выше.
Наше государство привыкло, что простой народ мало образованный и поэтому у нас все так запутанно, и не доработано.
Полезная информация, но есть одно замечание от юриста юристу- в законодательстве нет понятия морального ущерба, вместо него употребляется моральный вред.